Евгений (euhenio) wrote,
Евгений
euhenio

Category:

Ангеликуд. "О духовной брани и согласном с ней священном безмолвии", Вступление

"Не столь тяжким оказывается говорить о таковых вещах, сколь трудным узреть представляющееся взору" (Ангеликуд. "О духовной брани и согласном с ней священном безмолвии", Вступление).
Не столь тяжким оказывается говорить о таковых вещах, сколь трудным  узреть умопостигаемое, представляющееся умному взору в сердце, так как оно покрыто облаком страстей.

"Облако страстей, нашедшее на рассмотрительную часть души как бы некая мрачная толща, заставляет видеть иное вместо того, что есть в действительности" (О Единении, 88).

"Ибо как постижимое чувствами усвояется чувствами, когда они здоровы, так умопостижимое становится достоянием мыслей, чистых от облака страстей" (там же).

Нужно подочистить мрачную толщу, окружающую сердечное место (путем аскетического делания и посредством благодати), потом пробить ее умом через непрерывное памятования о Боге, и  усилием ума и благодатию Божией, как бы, войти сквозь эту мрачную завесу (совершив тем самым сердечный вход), чтобы ум увидел за ней... "самого себя, всего светлого и исполненного разумения" (СНБ, Метод). И, странное дело, этот ум, "внутренний, или сокровенный человек", как бы, остается в сердце, когда внешний ум выходит из него, и зрит все сущее вокруг себя в сердце, и внешний ум становится причастником этого созерцания.
Таков, как мы увидим далее, лейтмотив всех Писаний Ангеликуда на эту тему. Он пишет об этом иногда открыто,  иногда прикровенно для внешних делателей, переводя их на внешний, доступный им язык.
Светлые одежды,  в которые одет внутренний человек, это Свет Христос, которые как мысленное Солнце просвещает все в умопостигаемом мире, и потому еще внутренний человек называется умом Христовым (1 Кор. 2: 16). По природе он человеческий ум, по благодати -- Свет, и потому "весь светлый и исполненный разумения" духовного.

"Божественный Апостол говорит: кто уразумел ум Господень (1 Кор 2: 16)? Я же говорю: кто познал ум человека безмолвствующего телом и духом?" (Лествица 27: 86, также Триады 1, 3, 12).
И потому Ангеликуд пишет далее во Вступлении:

"Итак, пусть очами будут ум и разумение; светом от духовного Солнца правды – осиявание, [исходящее] от [всего] сущего посредством веры, или, скорее, читаемое с божественных скрижалей умное просвещение; подобающим же местом, как это естественно, – священное и безмятежное безмолвие".

Ум и разумение -- это, как бы, очи внутреннего человека, просвещаемые светом Солнца правды, который просвещает и осиявает все в умопостигаемом мире, становящееся таким образом "божественными скрижалями". И добавляет для внешних слушателей: "посредством веры". Если ты не видишь опытно, то созерцай все находящееся в сердце посредством веры, то есть имей память Божию, находящуюся в "сердечном месте", и со временем благодатью Божией увидишь. Такие вставки необходимы и бывают часто у отцов, чтобы все читатели могли приобрести от написанного свою пользу.
Tags: исихазм
Subscribe

  • 3 Цар. 19:8–11

    Макарий Великий об исихии: "В мире, безмолвии и покое пришествие Господне, ибо сказано: И по огни глас хлада тонка, и тамо Господь (3 Цар. 19, 12)".…

  • Лик Христа и "характир"

    Читаю в статье Д. И. Макаров. ЧЕРЕЗ САМООТРЕЧЕНИЕ - к ОЗАРЕНИЮ СВЕТОМ БОЖИИМ...//Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие. М., 2017:…

  • (no subject)

    К написанному ранее о триадологии СНБ. Прп. Максим о познании Божества через сверхсущественное единство и о том, что оно происходит ранее познания по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments