Евгений (euhenio) wrote,
Евгений
euhenio

Categories:

3 Цар. 19:8–11

Макарий Великий об исихии:

"В мире, безмолвии и покое пришествие Господне, ибо сказано: И по огни глас хлада тонка, и тамо Господь (3 Цар. 19, 12)".

Это место из Писания относится к видению прор. Илии в пещере горы Хорив:

«И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь».

У прп. Максима есть два лостаточно сложных отрывка: Главы о богословии 2, 74 и Амбигва 17 (1121D), которые дают этому месту исихастское толкование. Гора ««Хорив» толкуется как «знак», и это есть навык в добродетелях, [приобретенный] в новом духе благодати».

То есть «гора Хорив» толкуется одновременно как место делания добродетелей, относящихся к первой стадии (молитвы в сердечном месте, которое и называется «гора Хорив») – до вхождения в пещеру созерцания. И одновременно как то же место, но уже после созерцания («в новом духе благодати»), в котором отражается Лице Господне, Имя Божие, божественная Слава, о чем мы ранее уже говорили. И потому гора «Хорив» толкуется как «знак», то есть образ, и сказано: «выйди [из пещеры] и стань на горе пред лицем Господним».

Иначе говоря, это то же самое сердечное место до сердечного входа в глубину сердца (к источнику Духа, в котором «глас хлада тонка») и после выхода из него.

Как пишет прп. Максим:

««Пещера» же есть сокрытость мудрости, [таящейся] в уме; оказавшийся в ней таинственно ощутит ведение, которое превыше [всякого] чувства; в ней, как говорится, обитает Бог».

Пещера – место таинственного созерцания Бога [Духа], а гора перед входом в пещеру – место делания добродетелей (перед входом в пещеру) и созерцания Лика Спасителя после него (и тоже делание добродетелей, но уже в «новом» Духе):

«Всякий, кто, наподобие Илии (3 Цар. 19:8–11), подлинно взыскует Бога, окажется не только в Хориве, то есть как предающийся [духовному] деланию будет обладать навыком добродетели, но и в пещере Хоривской, то есть как предающийся созерцанию окажется в сокрытости мудрости, обретающейся только в навыке добродетелей».
Tags: МИ, аскетика, исихазм
Subscribe

  • Диалоги

    +++Если для человека первичен он сам, то и сердце своё ему будет первее Неба. И искать он будет своей святости и своего спасения. А если человеку…

  • Ангеликуд. "О духовной брани и согласном с ней священном безмолвии", Вступление

    "Не столь тяжким оказывается говорить о таковых вещах, сколь трудным узреть представляющееся взору" (Ангеликуд. "О духовной брани и…

  • Иоанн Дальятский

    "О [человеке] целомудренном и смиренном, коий презирает дерзость и изгнал из своего сердца гнев, следует мне с уверенностью сказать, что он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments