Евгений (euhenio) wrote,
Евгений
euhenio

Category:

Лик Христа и "характир"

Читаю в статье Д. И. Макаров. ЧЕРЕЗ САМООТРЕЧЕНИЕ - к ОЗАРЕНИЮ СВЕТОМ БОЖИИМ...//Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие. М., 2017:

«Как пишет о богословии Гимнов в целом В. А. Баранов, «это не чувственное восприятие Лица [Христова] как некоей формы или образа, но четкое осознание личного присутствия Христа и Его Божественного Лика во все превосходящей красоте Его бли¬стательного великолепия»». (Baranov V. Eucharistic Exegesis as a Key to Diverging Spiritualities: From Egypt to Constantinople // Scrinium. T. 9. Patrologia Pacifica Tertia / Ed. P. Allen et al. Piscataway, N. J., 2013. P. 54. Этот вывод легко подтвердить, например, словами из 25 (31) и 28 (21) Гимнов).

Действительно, мы уже приводили ранее цитату из СНБ:

«Как в зеркале видится свет светильника, так видится в нем Христос, однако ж не призрачно и не несущественно, каково то, что видится в зеркале, но в нем видится Христос, как свет, всущественно, невидимо видимым и недомыслимо постигаемым, во образе безобразном и в виде безвидном» (Слово 57).

Христос видится в «зеркале сердца» «всущественно», но «невидимо видимым и недомыслимо постигаемым, во образе безобразном и в виде безвидном». Другими словами, это не чувственное восприятие какой-либо зрительной формы или образа, но, тем не менее, это личное присутствие Христа.

Возникает (для читателей, знакомых с теорией иконопочитания) законный вопрос, а как же "характир"? То есть неотделимые после Воплощения от Ипостаси Логоса акциденции Лика Христа. Они (теоретически) должны бы проявляться при личном видении Спасителя. Ответ, наверно, достаточно прост. Христос узнается в чувстве души, то есть духовными чувствами. Характир – это не (только и не столько) зрительный образ, а умопостигаемая идея, причем постигаемая умом духовно, когда в нем открываются духовные чувства.

На иконе, как в зеркале (но не призрачно, а «всущественно»), отражается характир Спасителя, причем как видимый чувствами, так и постигаемый только духовно, что и служит основой для иконопочитания. В зеркале сердца отражается и «всущественно» присутствует только характир, постигаемый духовно, и потому не присутствует никакого зрительного образа, но присутствует (как и в иконе) Сам Христос.

Эта проблема была характерна и для церкви Востока (хотя это и сама по себе отдельная большая тема). Иосиф Хаззайя (ссылавшийся при том на прп. Исаака Сирина) был осужден на Соборе 786-787 гг. как раз (в том числе и) за учение о видении Христа в «виде безвидном». Как видим, для прп. Симеона это учение вполне органично.
Tags: Симеон Нов. Богослов, Хаззайя, аскетика, иконопочитание
Subscribe

  • 3 Цар. 19:8–11

    Макарий Великий об исихии: "В мире, безмолвии и покое пришествие Господне, ибо сказано: И по огни глас хлада тонка, и тамо Господь (3 Цар. 19, 12)".…

  • (no subject)

    К написанному ранее о триадологии СНБ. Прп. Максим о познании Божества через сверхсущественное единство и о том, что оно происходит ранее познания по…

  • (no subject)

    "9. Язык Духа, глаголющий в душе, в сии четыре времени являет действие свое: во время литургии и во время молитвы и после Трапезы или после первого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments