Евгений (euhenio) wrote,
Евгений
euhenio

Categories:
К написанному ранее о триадологии СНБ. Прп. Максим о познании Божества через сверхсущественное единство и о том, что оно происходит ранее познания по способу Его существования.


Как известно (напр. А. Р. Фокин «ТРИАДОЛОГИЯ ПРП. МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА: ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО»), прп. Максим (МИ) настаивает, что Бог есть одновременно Единица и Троица. Как отмечает прп. Максим,

«Божество (ἡ θεότης) есть Единица, а не двоица; Троица, а не множество, как безначальная, бестелесная и не раздираемая противоречиями» (Amb. Thom. 1. 22–23) .

При этом одно отнюдь не противоречит другому, поскольку единство Бога относится к сфере сущностного бытия, а троичность — ипостасного существования:

«Троица воистину есть Единица, потому что Она таким образом [сущностно] существует (ἐστί), и Единица — воистину Троица, потому что Она таким образом ипостазировалась (ὑφέστηκεν); ибо это единое Божество, Которое [сущностно] существует единично и ипостазируется троично» (μία θεότης οὖσά τε μοναδικῶς, καί ὑφισταμένη τριαδικῶς)» (Amb. Thom. 1. 29–31).

Прп. Максим настаивает на совершенном равновесии между этими двумя необходимыми «полюсами» в Боге, которые хотя и тесно взаимосвязаны, но не совпадают и не сводятся друг к другу:

«Един Бог, потому что едино Божество; Единица безначальная, простая, сверхсущественная, неделимая и нераздельная; одна и та же и Единица и Троица, целиком Единица и целиком Троица; целиком Единица — по сущности (κατὰ τὴν οὐσίαν), и целиком Троица — по ипостасям» (κατὰ τὰς ὑποστάσεις)» (Cap. Theol. II 1)

Заметим, что для МИ Единица -- не просто сущность, но «сущностное бытие» (τὸ εἶναι, λόγος τοῦ εἶναι), а Троица — триипостасный способ существования этой сверхсущности (τρισυπόστατος ὕπαρξις, τρόπος ὑπάρξεως, τρόπος τοῦ πῶς ὑφεστάναι). Божественная Единица — это не просто сущность, общая всем трем Ипостасям; но сама «воипостасная Бытийность единосущной Троицы» (ἐνυπόστατος ὀντότης ὁμοουσίου Τριάδος) (Amb. Thom. 1. 25–26).

Если эти два полюса (Единичность и Троичность) находятся в Боге в совершенном равновесии, то относительно порядка их познания существует определенная последовательность. Познания, конечно, аскетического, а не «умственного, как пишут некоторые авторы (не будем показывать пальцами, тот же Фокин). Бог сначала познается (на стадии созерцания) в аспекте Своего (сверх)существенного Единства, а потом (на стадии обожения) и в аспекте Троичности. Как пишет прп. Максим:

«Сначала мы получаем озарение относительно логоса Его бытия (τὸν τοῦ εἶναι λόγον), а [затем] также просвещаемся и относительно способа Его существования (τὸν τοῦ πῶς ὑφεστάναι τρόπον), ибо бытие конечно же мыслится прежде способа существования; таким образом, движение
Божества (κίνησις θεότητος), происходящее через откровение относительно как Его бытия, так и способа Его ипостасного существования, становится познанием для способных Его вместить» (Amb. Thom. 1. 33–38).

Заметим, что мы (сначала) познаем Бога не по Его сущности, сущность для прп. Максима непознаваема, а «по логосу Его бытия» (τὸν τοῦ εἶναι λόγον). И затем «по способу Его существования».

Для характеристики этих разных этапов познания употреблены прп. Максимом разные термины, носящие аскетический (а не собственно познавательный) смысл: «озарение» (έλλαμπομένων) и «просвещение» (φωτιζομένων). Не все русские (и английские) переводы сохранили эту важную перекличку терминов в греческом тексте. Но нам сейчас важно другое. Бог сначала (для прп. Максима, не только для СНБ) познается в аспекте своего сверхсущественного Единства (бытийности, τὸν τοῦ εἶναι λόγον), но, конечно, не сущности (хотя СНБ и называет иногда его «сущностью»). Это познание-озарение «больше», чем просто причастие по энергии, как и у Паламы, но «меньше», чем познание-просвещение Троичным способом существования Божества. «Для способных Его вместить» -- как пишет прп. Максим, подчеркивая аскетический характер обоих способов познания.
Tags: МИ, аскетика, триадология
Subscribe

  • 3 Цар. 19:8–11

    Макарий Великий об исихии: "В мире, безмолвии и покое пришествие Господне, ибо сказано: И по огни глас хлада тонка, и тамо Господь (3 Цар. 19, 12)".…

  • Лик Христа и "характир"

    Читаю в статье Д. И. Макаров. ЧЕРЕЗ САМООТРЕЧЕНИЕ - к ОЗАРЕНИЮ СВЕТОМ БОЖИИМ...//Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие. М., 2017:…

  • (no subject)

    "9. Язык Духа, глаголющий в душе, в сии четыре времени являет действие свое: во время литургии и во время молитвы и после Трапезы или после первого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments