Previous Entry Share Next Entry
Об экзегезе Пятидесятницы
euhenio
Г. И. Беневич. "Св. Николай Кавасила, св. Марк Ефесский. Учение о Пятидесятнице и освящении Святых Даров"

Я уже приводил отрывок из этой статьи, важный для понимания проблематики обожения. Значительное место в этой статье отводится сглаживанию (кажущегося) противоречия в экзегезе Пятидесятницы в эпоху до Паламы и после него.

Кратко говоря, свт. Николай Мефонский учит об ипостасном схождении Духа на апостолов в Пятидесятницу, а после Паламы византийцы учат о том, что ипостась не причаствуема, причаствуема только энергия.

Понятно, что неприятели византийского богословия вообще рады любой возможности раздуть в нем даже мнимые противоречия, но автор статьи пытается их всеми силами сгладить, и ему это удается. Он подходит вплотную к самому правильному здесь, на мой взгляд, доводу, но почему-то прямо его не высказывает.

Кратко говоря, в позднюю византийскую эпоху учат о причастии в Пятидесятницу "всецелой энергией Божией, соответствующей жизни Самой Святой Троицы, т. е. рождению Сына от Отца, исхождению от Отца Святого Духа и предвечному воссияванию Святого Духа через Сына". Но ведь ипостась Духа и рассматривается (Николаем Мефонским в рамках терминологии сущность-сила-энергия) как «изводительная» энергия Отца. Поэтому сказать, что сходит "всецелая энергия Божия" (включающая обоживаемых во внутритроичную жизнь), -- это все равно, что сказать, что на обоживаемых сходит ипостась Духа.

Никакого противоречия нет и в помине. Византийцы в раннюю и в более позднюю эпоху говорят ровно об одном и том же, только в несколько разной терминологии.

Дух -- изводительная, а Сын -- породительная энергия Отца (см. примечание выше), и эти три (вместе с Отцом) Света образуют один (по утверждению прпп. Максима Исп. и Симеона НБ) Трисиянный, недоведомо проявляющийся в обоживаемых, "носящих явные черты божественного образа: ум и дух и слово", чтобы "то, что по образу, стало по подобию"

  • 1

Отождествление Духа с внутритроичными отношениями - это и есть филиокве, "в несколько иной терминологии"


Пока суть Вашего возражения мне не ясна. Слишком коротко и непонятно.

В тексте выше я пока не вижу (ни имплицитного, ни, тем более, явного) отождествления Духа с внутритроичными отношениями, ни утверждения исхождения Духа от Сына.

Скажем, утверждение "Дух -- изводительная энергия Отца" не является их (Духа и энергии) отождествлением, так как речь здесь идет только об одном аспекте внутритроичных отношений


Это очень сложно понимаемый аспект богословия.
Про Святой Дух, я имею в виду.
Все-таки, как правильно понимать схождение Святого Духа в Пятидесятницу, как ипостасное ?

На мой взгляд, и так и эдак. Как ипостасное и как схождение всецелой энергии. Ответил в https://euhenio.livejournal.com/387117.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account