?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Естественное созерцание и квантовый объект
euhenio
Перечитываю еще раз книгу физика-теоретика Амита Госвами "Самоосознающая вселенная", 2008. Очень интересно. Автор с философской точки зрения стоит на позиции идеалистического монизма (сущ. платоновских идей и проч.), что в некотором отношении близко к патристике.

Основная идея автора: (квантовый) объект существует только пока его наблюдают. Она, как утверждает автор, позволяет в итоге объяснить все парадоксы квантовой механики, что автор довольно успешно показывает.

А что же тогда существует, пока мы электрон не наблюдаем? Та самая его платоновская идея, иначе говоря, логос, а точнее его отражение в нашем сознании. [Как тут не вспомнить, как решается в патристике проблема универсалий: они существуют в Боге в виде логосов, в вещах в виде родов и видов, и в головах людей в виде идей]. Так вот, если кто хотел знать, что такое созерцание логосов (ну по крайней мере, их отражение в сознании):-), то на примере электрона можно сказать, что это его волновая функция (плюс заряд и масса, но это сейчас не важно). Иначе говоря, нечто светоподобное и вездеприсущее, но, тем не менее, привязанное к определенному конкретному бытию.

Это можно назвать (в мире электронов) естественным созерцанием второго рода по Евагрию. Наблюдатель при этом осознает, что такой объект существует, но не делает о нем никаких выводов, созерцая его (волновую функцию на языке квантовой физики).

Как показывают психологические эксперименты (см. книга) осознание это происходит

"без участия рефлексивного понятийного сознания. Восприятие является сознательным, если человек может обозначить то, что он воспринимает, словом или образом, допускающим межличностную коммуникацию. Однако он может быть непосредственно осведомлен о некотором ощущении, не называя его, и даже отдавать себе отчет в этой осведомленности, и такое восприятие будет бессознательным."

Иначе говоря, стоит включиться рассудочному мышлению, и созерцание перестает быть созерцанием логоса объекта и становится процессом измерения, придающим объекту воипостасное бытие на уровне родов и видов.

Весьма интересная аналогия с т. н. аскетикой естественного созерцания логосов


  • 1
Это интересное наблюдение !

Я где-то читала, что созерцание является высшей формой христианского опыта.
А Вы как считаете ?

Edited at 2017-07-18 04:17 pm (UTC)

Согласно Евагрию (общаясхема которого была воспринята в дальнейшем всеми отцами) стадии аскетического опыта таковы: делание-созерцание-богословие (мистическое). То есть наверху стоит "богословие". Сейчас обсуждение этого идет в теме http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=1340.msg20132;topicseen#msg20132

Кратко говоря, "богословие" по Евагрию -- это соединение с Богом, обожение. Соединение с Богом выше Его созерцания

Тут надо разобраться. "Соединение с Богом выше Его созерцания" - больше на буддизм похоже.

Это проблемы буддистов, а не у отцов:-). У отцов "насколько Бог вочеловечился (то есть полностью), человек обоживается" (свт. Григорий Богослов)

  • 1