Евгений (euhenio) wrote,
Евгений
euhenio

Category:

Адам и "духовное причащение"

+++Например, наверное были (я не знаю точно, но предполагаю) подвижники - отшельники, столпники, которые никогда не приходили не то что в приходские храмы, но даже и в монастырские, скитские. Наверное, они причащались каким-то недоведомым нам образом. Может быть Литургию им служили ангелы. Как думаете? где-то в житиях это встречается по-моему

А некоторые, чтобы не нарушать своего безмолвия, пытались не приходить к причащению, но их заставляли:-) Насколько я помню, у преп. Серафима возник по этому поводу конфликт с его монастырским начальством. Братия стала соблазняться его долгим не причащением, и ему пришлось, по указанию своего игумена, оставить, в конце концов, свою пустынь и переселиться обратно в монастырь, в затвор (где Дары ему приносили в келью).

Дамаскин пишет о "духовном" причащении в будущем веке: "Образами же будущего (хлеб и вино) называются не в том смысле, будто они не суть поистине тело и кровь Христова, но потому, что теперь мы приобщаемся Божества Христа через них, а тогда будем приобщаться духовно, — через одно только лицезрение" (ТИПВ 4, 13)

Надо полагать, что (некоторые) святые уже в этом веке жили как в будущем и могли причащаться духовно.

Даже в книге Никодима Святогорца "О частом причащении" (с которой я не во всем согласен) на возражение, мол, пустынники редко причащаются, написано в том духе, что для таковых правил не существует:-)

Смысл причастия ведь заключается в том, что сделаться "телом Христа и причастником Его Божества" (Дамаскин) через Его видимое, ощутимое вселение в нас. Если подвижник видит, что "живет в нем (в его сердце) Христос", и через причастие Его Божества и его тело ощутимым образом делается телом Христа, и это состояние в нем постояннодействующее, то цель причащения уже заранее достигнута, и ему нет нужды причащаться образами (см. выше Дамаскин), если в нем присутствует Сам Первообраз.

Разница же между видимым и ощутимым присутствием Христа, как я думаю, такова, что в сердце Христос виден умом, а через распространение от сердца "огня нетления" (Лествичник)  ощутим еще и телесными чувствами. И потому подвижник живет в нем (в сердце) уже не только умом, но и телесно. Или, лучше сказать, всецело живет в Царствии Небесном как внутри, так и извне себя.

Этого мы касались в теме об Адаме. Адам должен был сначала духовно причаститься плодов Древа Жизни в мысленном раю своего сердца и, достигнув тем самым телесного нетления, обратиться к возделыванию рая извне себя, чтобы совершить его "единой энергией Бога и святых" (МИ). Ведь если тело (по способу бытия) в Боге и в Небесном Царстве, то и его (тела) энергия тоже справедливо называется божественной и является таковой.
Tags: Евхаристия, аскетика, богословие
Subscribe

  • Евхаристия земная и небесная

    Из обсуждения. По поводу Евхаристии, я думаю, что земная и небесная -- это одна та же Евхаристия, она совершается одновременно на небе и на земле, и…

  • 3 Цар. 19:8–11

    Макарий Великий об исихии: "В мире, безмолвии и покое пришествие Господне, ибо сказано: И по огни глас хлада тонка, и тамо Господь (3 Цар. 19, 12)".…

  • Лик Христа и "характир"

    Читаю в статье Д. И. Макаров. ЧЕРЕЗ САМООТРЕЧЕНИЕ - к ОЗАРЕНИЮ СВЕТОМ БОЖИИМ...//Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие. М., 2017:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Евхаристия земная и небесная

    Из обсуждения. По поводу Евхаристии, я думаю, что земная и небесная -- это одна та же Евхаристия, она совершается одновременно на небе и на земле, и…

  • 3 Цар. 19:8–11

    Макарий Великий об исихии: "В мире, безмолвии и покое пришествие Господне, ибо сказано: И по огни глас хлада тонка, и тамо Господь (3 Цар. 19, 12)".…

  • Лик Христа и "характир"

    Читаю в статье Д. И. Макаров. ЧЕРЕЗ САМООТРЕЧЕНИЕ - к ОЗАРЕНИЮ СВЕТОМ БОЖИИМ...//Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие. М., 2017:…