Евгений (euhenio) wrote,
Евгений
euhenio

Categories:

Софроний Сахаров



> http://www.bogoslov.ru/bogoslov/publication/simeon_08062003.html
> Тайна и измерение личности
>
> все это говорилось для католической аудитории.

Ничего специфически католического, вроде бы, нет. Возможно, смущает фраза:

"Это понятие о богочеловеческом характере ума не является достоянием исключительно христианского Востока. Его можно встретить у Мейстера Экхарта в смелой форме: “В душе есть часть нетварная и нетворимая, если бы вся душа была такой, она была бы нетварной и нетворимой, и это ум”.

Но Экхарт, как раз, взял это с Востока. Его высказывание, конечно, не нужно понимать в том смысле, что ум человека, действительно, нетварен. Имеется ввиду -- по благодати.

>
> В чем противоречие православном учению?

Статья очень популярно написана. Соответственно этому много сомнительных выражений и аналогий (например, та же цитата из Экхарта), но, видимо, при популярном изложении не может быть иначе. Поэтому искать здесь противоречия православному учению --довольно-таки бессмысленное занятие. Единственно, о чем здесь можно поговорить, так это о богословии о. Софрония Сахарова вообще, и эта тема не раз уже обсуждалась в печати (в интернете тоже).
В двух словах можно сказать следующее. Учение о. Софрония (его последователями) признается как "развитие" православного святоотеческого учения, то есть оно не является, строго говоря, святоотеческим (хотя может стать таким: например, учение св. Григория Паламы тоже было, в свое время, признано "развитием" учения 6-го Вселенского собора). Основным отличием от святоотеческого учения является, как раз, учение о. Софрония о личности. Святоотеческое учение о человеке как "микрокосме" о. Софроний "развивает" в учение о личности как "микротеосе" (об этом в статье вскользь упомянуто), согласно которому личность является "фактом" даже для Бога. Правильнее, наверно, сказать, что учение о. Софрония является, скорее, "развитием" русской религиозной философии персонализма и ее движением в сторону святоотеческого учения. Но насколько далеко он продвинулся по этому пути, это еще предстоит осмыслить.
Subscribe

  • Ангеликуд. "О духовной брани и согласном с ней священном безмолвии", Вступление

    "Не столь тяжким оказывается говорить о таковых вещах, сколь трудным узреть представляющееся взору" (Ангеликуд. "О духовной брани и…

  • Диалоги

    +++Если для человека первичен он сам, то и сердце своё ему будет первее Неба. И искать он будет своей святости и своего спасения. А если человеку…

  • Иоанн Дальятский

    "О [человеке] целомудренном и смиренном, коий презирает дерзость и изгнал из своего сердца гнев, следует мне с уверенностью сказать, что он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments